Maison Margiela

Новости, 18 Декабря

В Париже прошла выставка, посвященная лучшим творениям дизайнера Мартина Маржела, одного из ярких представителей бельгийской шестерки дизайнеров-концептуалистов. На выставке были представлены лучшие творения, которые создал мастер в период с 1997 по 2003 год. 98 образов из 20 коллекций. Выставка проходила в парижском музее Musee des Arts Decoratifs.

В предверии появления линии ММ6 Martin Margela в концепт-сторе Street Pie наша команда посетила выставку и представляет статью о творчестве знаменитого дизайнера.

Неповторимый, таинственный, ошеломляющий… Мартан Маржела уже более 20 лет остается одним из самых уникальных и талантливых дизайнеров нашего времени. Масштабность его работ больше, чем у любого другого дизайнера современности. Мартан Маржела деконструирует классический гардероб для создания беспрецендентных форм, разрывая при этом классические понятия мужских и женских линий, и становится основателем нового течения DestroyFashion («разрушая моду»). Красота кроется в несовершенстве.

Не выходящий на показы с 1997 года, не дающий интервью, не посещающий светских мероприятий. Отказ от любой публичности — таков осознанный выбор самого дизайнера, тем не менее остающегося одним из самых известных и востребованных . Из историй, отрывков, немногочисленных интервью и фактов биографии собирается история личности, история таинственного человека мира моды.

Дизайнер родился 9 апреля 1957 года в бельгийском городке Генке. В 1979 он оканчивает Королевскую Академию изобразительных искусств Антверпена и позже уезжает в Милан, где пробует себя как свободный художник.

В 1984 году Мартан отправляется в Париж, приглашенный работать ассистентом Жан Поля Готье. Знаменитый кутюрье скажет позже о Маржела, которому в то время исполнилось 27 лет: «Я уже  тогда знал, что он хорош, но я не понимал до какой степени».

Работая с Готье, он впервые видит и чувствует, какой обременительной может быть слава. В 1982 году происходит событие, изменившее дальнейшую судьбу дизайнера – знакомство с Дженни Мейренс (Jenny Meirens). Являясь хозяйкой модного бутика в Брюсселе, она активно поддерживает молодых талантливых дизайнеров. Познакомившись с работами Маржела, она убеждена в его уникальности.

В 1988 году они создают бренд  Maison Martin Margela (MMM). Первая коллекция была создана при поддержке Дженни Мейренс. При создании дизайна бутика и испытывая материальные ограничения, дизайнеры начинают поиск мебели и аксессуаров на антикварных рынках города. Собранная мебель имела различные формы и дизайн. Было принято решение создать интерьер в одном цвете: белые стены, пол и мебель. Дженни придумала простую белую бирку, которая стала визитной карточкой бренда. Видя большой потенциал в работах молодого дизайнера, Дженни  сказала: «В Мартане привлекает то, что он может взять что-то очень популярное, обычное или дешевое и превратить это в шик».

Сенсационный показ коллекции 1982 года подтверждает: Маржела далек от  следования общепринятым модным течениям. Платья из фартуков, пиджаки из вечерних платьев, необработанные, рваные края одежды, торчащие нитки, прозрачные ткани с рисунком,  имитирующим татуировки, архитектурно выстроенные силуэты — все это повергает критиков моды в шок и вызывает бурную реакцию прессы.

«Тишина после показа была гробовой», — вспоминает один из дизайнеров. «Для всех было потрясением увидеть силуэты Мартана… Все поняли, что он продвинулся вперед намного дальше чем кто- либо».

Показы проходят в самых неожиданных местах. Осенью 1982 года на заброшенной площадке на окраине Парижа проходит странное шоу — первый ряд заполнен детьми, которые выбегают на подиум и играют между дефилирующими моделями. Музыка — рваные миксы, пригласительные билеты — картинки, нарисованные учениками ближайшей школы.

В 1988 году выходит кутюрная линия Artisanal, которая стала разрушением старых стереотипов. На бирке обозначенная цифрой «0».

В 1989 году Маржела награжден престижной премией Andam, присуждаемой молодым, талантливым дизайнерам.

В 1990 году марка набирает обороты и переезжает на бульвар Сан-Дени в центре Парижа. Это шести комнатные апартаменты, где царит белый цвет и стерильная чистота.

Показы проходят на станциях метро, в подьездах домов, на пустырях и улицах. Пригласительные билеты — карты Парижа, телеграммы и кофейные стаканчики.

В 1994 году Маржела на показе выходит к зрителям последний раз. Он становится недоступным для журналистов, не дает интервью, не посещает светских мероприятий, не фотографируется. Заявления делаются от имени команды модного дома. Это полная противоположность открытости представителей fashion индустрии.

В марте 1998 года Маржела становится креативным директором дома Hermès. Он творит для одного из самых консервативных домов  моды, для клиентов, привыкших к роскоши. Минималистичные платья, двусторонние свитера, идеальной кройки пальто и жакеты… Он подымает пристиж марки и творит в противоположной для себя манере, подтверждая свой уникальный феномен, одновременно работая над собственной коллекцией.

«Мода – это ремесло, а не искусство» — заявляет Мартан.

С 1997 года на пустой белой бирке появляются цифры от 0 до 23, число в кружке — принадлежность к определенной линии бренда.

Также в 1997 году появляется женская линия с кодовым названием «6», получившая название ММ6. Эта линия стала отражением интеллектуального дизайна и функциональности, деконструктевизма и практичности. Отличительные черты этой линии: оригинальный трикотаж, концептуальные платья oversize, оригинальные аксессуары урбанистического стиля, мастерский пошив. Беспорядок, оформившийся в идеально скроенную одежду — так критики обьясняют философию ММ6.

В 1998 году запускается линия  женской обуви под номером «22». Обувь  имеет только подошву и каблук. Модели на показах представляли её, закрепляя лентой-уплотнителем.

Линии 10  и 14 –мужская коллекция. Линия 13 –книги и предметы интерьера.

Люксовая линия под цифрой 0 или называемая Artisanal (впервые появившаяся в 1998 году) вновь появляется  в 2006 как подиумная коллекция сложного покроя, полностью изготовленная вручную (показ SS2006). И вновь слова Марджела «Красота кроется в несовершенстве» обретает реальные черты: деконструируются классические базовые модели одежды, старые предметы одежды разрезаются и разрываются, обретая новые черты.

Традиционные понятия красоты утрачивают свой смысл. Старые марли обретают новую форму в пиджаках, топы сделаны из кожаных перчаток. Модели обезличены, их лица закрыты масками, глаза закрашены черным маркером.

В 2007 году создаются культовые плоские очки «Инкогнито» в линии номер 8.

Перед открытием двенадцатого магазина бренда в Гонконге проходит ретроспективная выставка. Культовый белый цвет царит в дизайне интерьеров магазина. Команда  модного дома специально занимается созданием эксклюзивных обоев для магазина в Токио. Проходят выставки в Италии и Китае.

В 2009 году состоялся показ линии SS2009 в честь 20-летия бренда. Этот показ поразил публику и критиков своей экставагантностью и масштабом. Уникальные формы, неожиданные материалы: теннисные мячи, ремни безопасности, цветной лед тает прямо на моделях, лица которых закрыты капроном. Марджела вновь не появляется на показе, продолжая шокировать публику. Его изображение датируется 1997 годом и по сей день остается последним.

В свет выходит книга японского издательства, посвященная невидимому дизайнеру. Выставки-ретроспективы собирают огромное количество поклонников. В начале 2018 года проходит выставка в Париже, где представлены 40 моделей из различных коллекций бренда, начиная с 1988 года.

Философия бренда становится культовой.

В 2014 году оснаватель покидает свой пост, его сменяет Джон Гальяно.

Радикальные концепции Мартана Маржела повлияли на творчество таких дизайнеров как Аззедина Алайи, Александра МакКуина, Рафа Симонса.

Я никогда не отрицал ,что на меня сильно повлиял его талант. Я не скрываю этого… Любой, кто живет в современном мире, находится под влиянием таких, как Мартан Маржела.

Марк Джакобс

Текст — Татьяна Федосеева
Фото — Анастасия Федосеева